ЛАПШИН Иван Иванович

ЛАПШИН Иван Иванович
(1870-17. И. 1952, Прага ) - философ, ученик и последователь А-а И. Введенского. Учился на историко-филологическом ф-те Петербургского ун-та, по окончании к-рого был командирован за границу. С 1897 г. - приват-доцент, с 1913 г. - экстраординарный проф. Петербургского ун-та, преподавал логику в Александровском лицее. В 1922 г. выслан вместе с группой философов из России. Поселился в Чехословакии, был проф. Русского юридического ф-та в Праге. Главным трудом Л. является кн. "Законы мышления и формы познания" (Спб., 1906), за к-рую он получил степень доктора философии. В ней он занимает позицию кантовского критицизма, провозглашает полный отказ от метафизики, к-рая своими догматами стесняет свободу мысли. Метафизический дуализм "вещей в себе" и "познающего субъекта" он считает "фальшивым". "Мы отказываемся переносить законы мышления  на вещи вне всякого отношения к нашему сознанию", - пишет Л. (Законы мышления и формы познания. С. 135). Для Л. познаваемы лишь те предметы, к-рые обладают чувственным содержанием, оформлены временем, пространством и др. категориями, т. е. в опыте. Большую роль отводит Л. применению к познаваемым предметам закона противоречия, к-рый находится в необходимой связи с формой времени и пространства. Объект может иметь противоречивые свойства в разное время, но это невозможно в одно и то же время. Этот закон неприменим к "вещам в себе", и о них нельзя сказать, существуют они или нет. Отвергая все виды догматической метафизики, Л. тем не менее рассматривает их как "рабочие гипотезы", имеющие в руках наиболее даровитых мыслителей известную эвристическую ценность, "определенный коэффициент полезного действия". Изучая проблему "чужого я", Л. пришел к выводу, что последнее есть гипотетическая конструкция, что "трансцендентная реальность чужого я недоказуема" и можно говорить лишь об имманентной реальности чужого я (благодаря представлению о "плюрализме сознаний"). Несомненный интерес представляет работа Л. "Философия изобретения и изобретение в философии" (Пг.,1922, т. 1-2; 2-е изд. Прага, 1924), в к-рой он всесторонне разбирает внешние и внутренние условия творчества. При этом он исходит из следующих идей, в к-рых выражается его общая философская система: 1) философия есть особая наука, не совпадающая по своему содержанию ни с одною из положительных наук; 2) прогресс философии теснейшим образом связан с эволюцией специальных областей научного знания; 3) изучение научного, технического и философского творчества может оказывать полезное влияние на сам процесс изобретения. Л. отграничивает философское творчество от религиозного. Философия есть научная область духовной деятельности, сфера познавательного, а не эмоционального мышления. В силу этого нельзя, по Л., говорить о философии и как об искусстве. По мере восхождения к более высоким и тонким потребностям человека, каковыми являются религия, искусство, наука и философия, формы изобретения углубляются, но механизм изобретательности в осн. чертах остается тем же. Исходным пунктом для философской изобретательности (творчества) является "великая философская страсть удивления" человека перед фактом его бытия, перед загадками познания и деятельности, перед вопросом о сущности мира и цели бытия. Л. выявляет "философскую потребность" в изобретении. Она состоит в том, чтобы дать разумные ответы на 3 вопроса, поставленные в древности Пирроном и повторенные в измененном виде И. Кантом: "Из чего состоят вещи?", "Какое отношение мы должны себе к ним усвоить?", "Какую выгоду получат те, которые выполнят это?" (по Канту: "Что я могу знать?", "Что я должен делать?", "На что я могу надеяться?"). "Подталкивающим импульсом" к поискам новой концепции мысли является для Л. страдание, недовольство "привычной стороной ранее принятого мировоззрения". Кроме "подталкивающего импульса", в процессе изобретения играет роль и "притягивающий мотиву - "тяга к интеллектуальной гармонии, смутное прозрение в сферу нового миропонимания, более истинного". Изобретение, по Л., осуществляется за счет "комбинаторики фактов", "комбинаторики мыслей", "комбинаторики точек зрения" и "комбинаторики форм выражения" (т. е. экспериментов в области стиля, с тем чтобы выработать "ясную и отчетливую терминологию для передачи своих совершенно новых мыслей"). Все 4 типа комбинаторики (или "поля испытаний") действуют в творческом духе ученого или философа под "непрестанным контролем мысли". Творчество для Л. есть сочетание "упорного труда и свободной и непринужденной игры".


Русская философия: словарь. — М.: Республика. . 1995.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "ЛАПШИН Иван Иванович" в других словарях:

  • Лапшин, Иван Иванович — Иван Иванович Лапшин Дата рождения: 11 (23) октября 1870(1870 10 23) Место рождения: Москва Дата смерти: 17 ноября 1952(1952 11 17) (82 года) …   Википедия

  • Лапшин Иван Иванович — Лапшин, Иван Иванович философ. Родился в 1870 г. Преподавал логику в Александровском лицее; состоит профессором философии в Петроградском университете, на высших женских и на военно педагогических курсах. Перевел с английского Text Book of… …   Биографический словарь

  • ЛАПШИН Иван Иванович — (1870 1952) русский философ, ученик и последователь Александра И. Введенского. Приват доцент (1897) и профессор (1913) Петербургского университета, в 1922 выслан из России. Жил в Праге, где был профессором Русского юридического факультета.… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Лапшин Иван Иванович — (1870 1952), философ, ученик и последователь А. И. Введенского. В 1922 выслан из России, жил в Праге. Сочинения: «Законы мышления и формы познания» (1906), «Проблема чужого Я в новейшей философии» (1910), «Философия изобретения и изобретение в… …   Энциклопедический словарь

  • Лапшин, Иван Иванович — писатель. Род. в 1870 г. Окончил курс в спб. университете по историко филологическому факультету, где работал главным образом под руководством профессора Александра Ив. Введенского. По окончании курса был оставлен при университете по кафедре… …   Большая биографическая энциклопедия

  • ЛАПШИН Иван Иванович — (1870 1952), русский философ. Родился 11 октября 1870. Окончил историко филологический факультет Петербургского университета (1893). В молодости увлекался европейским позитивизмом (прежде всего философией Дж.С.Милля), идеями Н.Г.Чернышевского,… …   Энциклопедия Кольера

  • Лапшин Иван Иванович — Иван Иванович Лапшин (11 октября 1870, Москва  17 ноября 1952, Прага)  русский философ. Содержание 1 Преподавательская деятельность 2 Сочинения 3 С …   Википедия

  • Лапшин Иван Иванович — писатель. Род. в 1870 г. Окончил курс в спб. университете по историко филологическому факультету, где работал главным образом под руководством профессора Александра Ив. Введенского. По окончании курса был оставлен при университете по кафедре… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • ЛАПШИН Иван Иванович — (11(23). 10.1870, Москва 17.11.1952, Прага)    философ, ученик и последователь А а И. Введенского. Учился на историко филологическом ф те Петербургского ун та, по окончании к рого был командирован за границу. С 1897 г. приват доцент, с 1913 г.… …   Русская Философия. Энциклопедия

  • Лапшин, Михаил Иванович — Михаил Иванович Лапшин …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»